Тарабановский Артём (shturman1922) wrote,
Тарабановский Артём
shturman1922

Пирам и Фисба


Никола Пуссен, Пейзаж с грозой (Пирам и Фисба)

Интересно, что в разные времена находились писатели, режиссеры и т.д., кто брался переписать классику на новый лад, так сказать, осовременить. Меняется время действий, меняются костюмы, нравы становятся свободней, но идея автора, проблема, которую он поднимает по-прежнему волнует. Возьмем "Ромео и Джульету" Шекспира. Недаром он написал: "Нет повести печальнее на свете...". Нам эта история всем знакома, но мало кто знает, что схожую трагедию написал древнеримский поэт Овидий. Его герои Пирам и Фисба вдохновляли не только Шекспира, но и некоторых поэтов до него.

Трагедию «Пирам и Фисба» написал Теофиль де Вио.

В 1718 году оперу на сюжет Овидия (La Tisbe) написал Джузеппе Антонио Брешианелло.

В 1726 году опера «Пирам и Тисба» Франсуа Ребеля и Франсуа Франкёра была представлена в Париже.

В 1768 году Иоганн Адольф Хассе написал одноимённую оперу (Piramo e Tisbe) в жанре интермеццо.

В 1823 году кантату «Пирам и Фисба» сочинил французский композитор Теодор Лабарр.

В честь Фисбы назван астероид (88) Фисба, открытый в 1866 году.


Джон Уильям Уотерхауз Фисба 1909 г.

Вот, что написано о них в энциклопедии "Мифы народов мира":
"Они жили в Вавилоне в соседних домах, но родители не разрешали им встречаться. В стене, разделявшей дома, была щель, и через неё юноша и девушка глядели друг на друга и беседовали по ночам. Однажды они условились о встрече ночью в уединённом месте у могилы легендарного основателя ассирийского царства Нина. Первой пришла Фисба и увидела у гробницы львицу с окровавленной мордой. Бросившись бежать, Фисба обронила своё покрывало. Львица разорвала его и удалилась. Опоздавший на свидание П. увидел при лунном свете следы зверя и разорванное, измазанное кровью покрывало. Решив, что возлюбленная погибла, он закололся. Вернувшись к месту свидания, Фисба нашла тело возлюбленного и, не желая пережить его, убила себя тем же мечом. Белые ягоды росшего у гробницы тутового дерева стали от их крови красными и с той поры сохраняют этот цвет."

У Овидея в его поэме "Метаморфозы", Фисба даже просит богов, чтобы дерево шелковицы сохранило следы убийства и ягоды стали "двуединой погибели память". А вот у Аполлодора в притче о трехцветной корове: «... Главк (сын критского царя Миноса и Пасифаи) же, будучи еще ребенком, гоняясь за мышью, упал в бочку с медом и погиб. Когда Главк исчез, Минос стал его повсюду искать. Он обратился к гадателям (Дельфийскому оракулу), и куреты ответили ему, что среди его стад бродит трехцветная корова и тот человек, который подыщет наилучшее сравнение для определения цвета этой коровы, сумеет вернуть ему сына живым. Созвали гадателей, и Полиид, сын Койрана (аргивянин и потомок Мелампа), сравнил цвет шкуры этой коровы с плодом ежевики (шелковица, так как именно она созревая меняет свой цвет с белого на красный и черный). Его заставили отправиться на поиски Главка, и он нашел его, применив средства гадания». Главк утонул в кувшине с медом и Минос заставил Полиида оживить сына. Но интересно то, что опять встречается это свойство шелковицы и тут она выступает как символ прожитой жизни. Из энциклопедии символов: "Цвета трех стадий созревания шелковицы, белый, красный и черный, символизируют три стадии инициации, а также три стадии человеческой жизни: белый цвет олицетворяет невинное дитя; красный - активный, зрелый возраст; черный - старость и смерть."

Оригинал взят у vergiliya_ann в Вечные темы на новый лад.

Tags: Древний Рим, Древняя Греция, Овидий, мифы, символизм, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments