Тарабановский Артём (shturman1922) wrote,
Тарабановский Артём
shturman1922

Не жизни жаль, а жаль того огня...



  Посмотрел новый российский фильм режиссера и сценариста Натальи Кудряшовой "Пионеры-герои". Поскольку обещал дать на него рецензию, то смотрел даже зная, что снят он при поддержке Министерства культуры России, и то что фильм является участником фестиваля авторского кино "Полный артхаус". К сожалению, дела в современной российской киноиндустрии таковы, что упоминание минкульта и Арт-хауса не оставляли мне никакой надежды, что смотреть придется что-то стоящее.


 Заранее жалея о потерянном времени,  приступил к просмотру, как только выдалась возможность. Фильм вызвал неоднозначные чувства. С одной стороны я знал, что фильм вредный "по определению", и некоторые сюжетные построения, как мне казалось, подтверждали это. С другой стороны, все же что-то важное он затронул.

  Сюжет картины: Оля, Катя и Андрей друзья со школы, приехавшие давно в Москву из Нижнего Новгорода. Им по 30 лет и они, по современным понятиям, достаточно успешные люди. Ольга востребованная актриса телевизионных сериалов, Катя работает в крупном PR-агентстве, Андрей- политический аналитик. Зарплаты, квартиры, дорогие машины все наличиствует. Казалось бы жизнь удалась. Но молодым людям плохо.



В этой успешной жизни у них  не хватает чего-то важного. Девушки посещают дорого психоаналитика, который советует Оле больше заниматься сексом, а Кате предлагает поприсутствовать на хирургической операции для некоторой эмоциональной встряски.



Андрей "спасается" компьютерными игрушками и алкоголем. Впрочем алкоголем они все здорово "спасаются".

  Параллельно со взрослой жизнью, показывается детство главных героев. Их учеба в школе и подготовка ко вступлению в пионеры. Показаны  внутренние переживания в предверии нового этапа  жизни.

Как они мечтали совершать подвиги по примеру пионеров-героев.



Как ловили шпионов, разъезжавших на черных "Волгах" с надписью ССД (смерть советским детям). Как боялись стать обманщиками и предателями.



Андрей читал бабушкины журналы "Здоровье" и выращивал в банке "специальную" плесень, для того, чтобы изобрести таблетку от смерти.



Оля лепила чернильницы из хлеба и писала молоком тайные письма, как это делал Владимир Ильич Ленин в тюрьме.



Катя испытывала страшные муки совести от того, что ее дедушка гонит самогон (в стране сухой закон), а она не может заявить на него в милицию.

  Поскольку  приступал к просмотру фильма с убеждением, что создатели будут бить по нашему прошлому (увы такова сегодняшняя тенденция и название фильма к этому располагало), то эти "удары" в картине обнаружил. Благо любой художник всегда оставляет место для интерпретаций. Лично мне показалось, что идет атака на наши идеалы периода СССР. Что создатели фильма воюют с героями, на примере которых воспитывались несколько поколений советских детей.

 Что значит "война с героем" и каковы ее последствия, отлично раскрывает социологическое исследование, проведенное в России в 2012 году. Тысячи детей из разных уголков нашей страны нарисовали рисунки на заданные темы. В том числе их просили нарисовать героев, на которых они хотели бы походить. Результаты можно посмотреть здесь. К сожалению, большинство детей в России считают своими героями человека-паука, бетмена и губку-боба. Наверное с 2012 года что-то изменилось, но не думаю что сильно.  А ведь герой, это образ по которому маленький человек себя строит. И эти маленькие люди в будущем должны  встать к хирургическому столу, сесть за штурвалы самолетов и пульты управления атомных станций. А в армии отвечать за баллистические ракеты с ядерными боеголовками.

  Но вернемся к фильму. Как и говорил, впечатление было неоднозначное. Как мне казалось вначале, авторы фильма стараются оправдать внутренний экзистенциальный вакуум современного поколения тем, что в детстве их "накачали" ненужными идеалами и стремлениями к чему-то недостижимому. К тому, чего нет в реальной жизни. И теперь, бедолаги, достигнув того, что в "цивилизованном мире" считается нормой, не находят себе покоя. И уже собирался в этом духе описать фильм. Как оказалось позже, мнения о фильме разделились и в комиссии "Кинотавра". Одни считали, что проблема современного поколения в отсутствии идеалов, другие, что слишком много лишних идеалов давали в СССР.

   Решил узнать, что говорит о фильме режиссер и сценарист Наталья Кудряшова. Чтобы первых уст услышать,  о чем же хотела она своим фильмом рассказать зрителю. Послушав несколько ее интервью, и посмотрев встречу со зрителями в Латвии, был приятно удивлен. Особенно после того, как в одном из интервью она мягко, но твердо осадила ровестницу-журналистку, которая стала расписывать все ужасы, "тоталитарного режима", которые на нее обрушились в детстве. Наталья после выслушанной тирады спросила "А вы в нашей стране воспитывались?". Вот это интервью.



  В Наталье Кудряшовой я увидел достаточно искреннего человека.  Она рассказала, что главным посылом фильма является то, что русский человек без каких-то больших смыслов и идеалов никогда не будет счастлив. Что  достаток для него совершенно вторичен. Дескать, хорошо, чтобы был, но без идеалов и он не нужен. Русские страдают из-за духовного голода, который для них зачастую сильнее, чем голод физический.

  После того, как  услышал, что говорит режиссер, я, "сняв противогаз", пересмотрел фильм снова. Уже без сожаления о потерянном времени. И тогда он открылся для меня по-новому. Я понял, что меня смущало. Тонкую и совсем не злую иронию, которая пронизывала  часть фильма,  описывающую советское прошлое, я воспринял как высмеивание. И  ведь заранее ждал какой-то "подлянки", а кто ищет тот всегда найдет.

  На самом деле задачи по осквернению нашего прошлого, создатели фильма не ставили. Основной акцент фильма сделан на человеческой потребности чего-то настоящего, каких-то больших смыслов. Очень хорошо показан этот смысловой голод в современной России. Советский период дан не как альтернатива к которой необходимо стремиться, а как фон для выделения существующей проблемы.  Наталья Кудряшова достаточно уважительно относится к тому времени, что редко встречается в кругах современной интеллигенции. Но она не считает, что коммунизм способен утолить этот экзистенциальный голод. Фильм в принципе не дает ответов. Но он ставит правильные вопросы. И нельзя не отметить, что делается это достаточно талантливо. Практически все отмечают хорошую игру актеров и особенно детей.

  Фильм к просмотру рекомендую. А Наталью Кудряшову поздравляю с удачным дебютом.

Оригинал взят у gur_ar в Не жизни жаль, а жаль того огня...

Tags: СССР, кино, пионеры, подвиг, смысл жизни, философия, фильм, цель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments