Тарабановский Артём (shturman1922) wrote,
Тарабановский Артём
shturman1922

Культурная антропология-4

Возрождение эволюционизма. Теория Л. Уайта
Лесли Уайт (19 января 1900, Салида, штат Колорадо — 31 марта 1975, Лон-Пайн, штат Калифорния) — выдающийся американский антрополог, этнолог и культуролог. Ввёл в науку[1] термин «культурология» и выделил её как самостоятельную дисциплину. Выступал в защиту эволюционизма, и стал одним из основателей неоэволюционизма в культурной антропологии. Основные идеи и общая концепция культуры изложены в трех фундаментальных работах Л.Уайта: «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959) и «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и нации» (1975).
В антропологии первой половины XX в. господствовало мнение, что есть только два способа исследований социокультурных явлений и процессов: исторический и функциональный. Первый представляет собой анализ уникальных явлений в хронологической последовательности, второй - изучение общих свойств процессов и явлений (культуры) вне зависимости от хронологической последовательности.
В отличие от такого подхода, Л.Уайт предлагал различать три вида процессов в культуре и соответственно столько же способов их интерпретации:
- временные процессы, представляющие собой хронологическую последовательность уникальных событий (их изучение есть история);
- вневременные, структурные и функциональные аспекты исследуют в рамках функционального анализа;
- наконец, Л.Уайт добавляет третий способ, в какой-то мере синтезирующий два предыдущих: исследование формально-временных процессов, в которых явления предстают как временная последовательность форм, т.е. Эволюционный метод.
Под эволюцией Л.Уайт понимал процесс, в котором одна форма вырастает из другой в определенной хронологической последовательности. Эти формы образуются из слияния различных элементов культуры. Так, например, при наблюдении за развитием топоров, ткацких станков, письменности, законодательств, общественных организаций можно обнаружить некую последовательность в смене форм их существования. Уайт реанимировал идею Тайлора об эволюции элементов (частей, форм, по терминологии Л.Уайта) культуры как самостоятельных сущностей. "Очевидно, - пишет Л.Уайт, - что эволюционная интерпретация человеческой культуры должна быть однолинейной. Но человеческая культура как совокупность многих культур - ее родов, видов и разновидностей, если пользоваться терминологией Тайлора, должна быть интерпретирована мультилинейно. Эволюция письменности, металлургии, общественной организации, архитектуры, торговли и т. д. может быть рассмотрена и с однолинейной и с мультилинейной точек зрения".
В 1947 г. в статье "Стадии эволюции, прогресс и измерение культуры" он возрождает понятия стадий эволюции, прогресса и доказывает, что различные состояния культуры можно и необходимо оценивать, используя слова "лучше", "более развитый" и т. д.
Л. Уайт утверждал, что все части культуры связаны между собой, но главной частью он считал технологические системы. Развитие культуры напрямую зависит от увеличения числа источников энергии и количества энергии потребляемой одним человеком за год и эффективности её использования (таким образом человек господствует над природой). Новые источники энергии возникают эволюционным путем: от энергии собственного тела до электричества и ядерной энергии.
Лесли Уайт в своих работах рассматривает культуру как инструмент, используя который человек приспосабливается к природе. Целью культуры как системы он считал создание безопасных и максимально пригодных для человека условий жизни.
Особое внимание в своих взглядах Уайт уделяет теории символов, которые, по его мнению, играют главную роль в любой культуре. Символическое поведение является важным признаком культуры, потому как использование символов — это одна из основных способностей человека.

Tags: Уайт, антропология, культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Голосуй или проиграешь!

    Решил написать, почему, на мой взгляд, послезавтра ВСЕМ надо идти на выборы депутатов Законодательного собрания Ростовской области. Я очень…

  • Не спрашивай, по ком звонит колокол...

    Документальный фильм Константина Сёмина "Последний звонок" о состоянии современной российской системы образования. Как работающий учитель могу…

  • Кургинян посетит конференцию в Ростове-на-Дону

    30 сентября в Ростове-на-Дону состоится конференция «Октябрьская революция: мифы и реальность», посвященная столетней годовщине событий 1917…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments