Тарабановский Артём (shturman1922) wrote,
Тарабановский Артём
shturman1922

Десакрализация самодержавия и игры "просвещённого" разума


Булдаков В.П.

Продолжая изучение работ из сборника научных статей в журнале "Власть", институт социологии РАН,октябрь,2009 г."Народ и власть в Российской Смуте" ознакомился с работами В.П. Булдакова «Российские смуты и игры «просвещённого» разума» и Е. В. Павловой «Десакрализация самодержавия: к вопросу о генезисе смуты», о которых и хочу вам рассказать.

Перед тем, как перейти к статьям, хотел бы обратить внимание на один занимательный факт из библиографии Булдакова. Вот его страница на сайте Института российской истории РАН - ссылка. В 1987 году он пишет монографию "Великий Октябрь и защита его завоеваний. Т. 1. Победа социалистической революции.",а ровно через 10 лет в 1997 году выходит ещё одна его монография, под названием "Красная смута: Природа и последствия революционного насилия".

После этого лирического отступления, предлагаю всё-таки вернуться к статье Булдакова «Российские смуты и игры «просвещённого» разума». В своей статье автор разделяет народ предреволюционной России на «образованное общество» и «народные массы» , которые, по его мнению, отстают от первого на целую эпоху. При этом, объясняя причины произошедших событий, он даёт крайне странное определение термину «революция», определяя его как «просто переворот» . На мой взгляд, учёный такого уровня, должен прекрасно понимать, чем революция, т.е. фундаментальная трансформация всей системы функционирования общества, происходящая в восходящем историческом процессе, отличается от переворота, при котором одна группа в элите заменяет во власти другую при сохранении действующей системы.
Продолжая тему разделения общества в Российской Империи, автор выдвигает тезис «о возможности антисистемной поляризации имперской системы» , который обосновывается неспособностью консолидировать различные слои российского общества на протяжении многих веков. Инициатором смуты автор считает власть, которая неспособна «адекватно реагировать на внешние вызовы» . А бунтарский характер российских смут объясняется проявлением политического поведения крестьянства, стремящегося в такой форме освободиться от рамок и ограничений, которыми его пытается сковать российская власть. Булдаков обращает внимание на то, что отчуждение государства от народа очень часто приводило к тому, что народу действующая власть казалась всесильной, а на самом деле она не понимала общество, в котором функционировала. Этот тезис, на мой взгляд, имеет подтверждения в российской истории, как начала, так и конца ХХ века. Яркими примерами являются и действия Временного Правительства, и заявления Андропова по поводу «незнания общества, в котором мы живём».
Переходя к статье Е. В. Павловой «Десакрализация самодержавия: к вопросу о генезисе смуты» , я хотел бы отметить, что к основной причине революционных событий она относит «разрыв прежних социальных связей, связей между властью и элитой, властью и массами». А смутой называет «кризис представлений…о том, какая должна быть власть».
Рассматривая поступательный процесс десакрализации российской императорской власти, автор обращает внимание на то, что данная тенденция начинается в дворянской среде, воспринявшей идеи Просвещения и Великой Французской Революции. В первую очередь это относится к декабристам, некоторые из которых, апеллируя к Священному Писанию, ставили под вопрос богоустановленность царской власти, а соответственно и её легитимность. При этом в широких народных массах ничего подобного не происходит вплоть до начала XX века.
Приводя цитаты из Герцена и Белинского, автор указывает на трансформацию взглядов этих общественных деятелей в сторону радикального отрицания самодержавия. Ссылаясь на Б. Ф. Егорова, Павлова отмечает уже сугубо атеистический антагонизм петрашевцев к идее самодержавия, воспринимающих религию как инструмент утверждения царской власти. Таким образом, автор даёт понять, что в течение всего XIX века в верхнем слое российского общества происходила последовательная делигитимация власти, через её десакрализацию.

Tags: власть, история, самодержавие, смута
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Голосуй или проиграешь!

    Решил написать, почему, на мой взгляд, послезавтра ВСЕМ надо идти на выборы депутатов Законодательного собрания Ростовской области. Я очень…

  • Не спрашивай, по ком звонит колокол...

    Документальный фильм Константина Сёмина "Последний звонок" о состоянии современной российской системы образования. Как работающий учитель могу…

  • Кургинян посетит конференцию в Ростове-на-Дону

    30 сентября в Ростове-на-Дону состоится конференция «Октябрьская революция: мифы и реальность», посвященная столетней годовщине событий 1917…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments