Тарабановский Артём (shturman1922) wrote,
Тарабановский Артём
shturman1922

Польское мессианство как источник антироссийских "вирусов"


Адам Мицкевич

В Польше сарматская гипотеза стала основой так называемого сарматизма, утверждавшего происхождение благородного шляхетского сословия от «цивилизованных» сарматов, в противовес простолюдинам — скифской черни. Сарматизм становится ядром шляхетской идентичности и сословной исключительности. Без сарматских корней польский шляхтич считался ненастоящим. Именно сарматизм предопределил расцвет и падение шляхетского государства. Шляхта — это сарматизм.

В период развала Речи Посполитой сарматизм лег в основу польского мессианизма — хилиастического течения, утверждавшего особую жертвенную роль Польши в мировой истории. У адептов этого течения Польша была призвана стать местом пришествия Царства Божьего на Земле.

На основе этого мессианизма в очень существенной степени развивалась польская романтика XIX века. Так, крупнейший польский поэт-романтик Адам Мицкевич в своих произведениях популяризировал концепты польского мессианизма. Мицкевич, в частности, использовал идеи своего друга Анджея Товяньского (так называемый товянизм), согласно которым Польша объявлялась не только единственной христианской страной, но «Христом народов», что позволяло интерпретировать историю Польши как муки Христа: «страдания польского народа стали своеобразной жертвой христовой. Тело Польши, пребывающее во гробе, должно воскреснуть подобно Христу», в результате чего и наступит Царство Божие на Земле.


Франтишек Духинский

Характер этого мессианизма ярко охарактеризовал русский славист XIX века Александр Гильфердинг: «Сущность этой религии состояла в том, что польский народ есть новый Мессия, посланный для искупления всего рода человеческого, что он, как Мессия, страдал, был распят и погребен, и воскреснет и одолеет дух мрака, воплощенный преимущественно в России, и принесет с собою всему человечеству царство свободы и блаженства».

Подчеркнем, что этот польский мессианизм не только исключает «москалей» из славянской семьи, но и объявляет их потомками «варварских» татарских, финских и других «азиатских» племен, создавших Москву — мир рабства и зла.

Комплекс этих идей и лег в основу теории расовой неполноценности москалей, созданной в середине XIX века Франтишеком Духинским.

В работах Духинского москали становятся наиболее отвратительными представителями варварской азиатской расы («туран»), происходящей от библейского Сима, в противовес цивилизованным арийцам-европейцам, потомкам Иафета. Популяризацией идей Духинского в Европе очень активно занималась польская «Великая Эмиграция» во главе с «некоронованным королем Польским» Адамом Чарторыйским. Заметим, что именно это во многом определило принятие и признание этногенетических конструкций Духинского Парижским этнографическим обществом.


Йозеф Пилсудский

В начале XX века польский мессианизм, выросший на основе построений Духинского, лег в основу доктрины прометеизма Юзефа Пилсудского. По этой доктрине именно Польша, как Прометей, была призвана принести огонь освобождения всем этносам, угнетенным российским/советским империализмом. Соответственно, доктрина прометеизма требовала расчленения России/СССР по этнонациональным швам с последующим подчинением новоявленных наций Польше.

Возвращаясь к схеме 1, напомним, что именно теория Духинского стала концептуальной основой радикального украинского национализма. Его отправной точкой становится тезис об азиатских варварах москалях, захвативших русские земли и обманом присвоивших себе имя русских, искони принадлежавшее предкам современных украинцев из Киевского княжества.


Схема 1. Польские историки Возрождения

Итак, Сарматская и Мосохова гипотезы были использованы как Польшей, так и Россией для создания этнополитических концептов, инспирирующих и организующих собирание восточнославянских земель вокруг соответствующих государственных центров.

На этом пути Москва действительно сумела объединить существенную часть восточнославянского мира. Потерпевшая поражение Польша на основании этих же гипотез создавала «вирусы» воинственного национализма, взрывающего единство русского суперэтноса.

В ХХ веке наибольшую политическую агрессивность в отношении русского единства приобрел «вирус» украинского ультранационализма, перенявшего у Польши (начиная с Симона Петлюры, продолжая Степаном Бандерой и Андреем Мельником и завершая нынешней партией «Свобода» Олега Тягнибока) доктрину антироссийского прометеизма. Отметим, что именно на основе этой доктрины этнического расчленения СССР и России бандеровско-мельниковская эмиграция «продавила» после Второй мировой войны создание Антибольшевистского Блока Народов, а также принятие конгрессом США в 1959 г. Закона о порабощенных (Россией–СССР) нациях, который не отменен и поныне.

Рассмотренные процессы концептуальной этнополитической войны в значительной мере предопределили то развитие событий, которое в конце XX века привело к расчленению нашей страны и потере русских территорий фактически по границам Московского царства до Переяславской Рады.

Автор: Андрей Берсенев
Опубликовано: газета "Суть времени" №145 от 16 сентября 2015 г.

Предыдущие статьи цикла:
Польские этногенетические гипотезы происхождения славян
Мосохова гипотеза Яна Длугоша
Сарматская гипотеза Матвея Меховского
Этногенетическая гипотеза Мартина Кромера
"Записки о Московитских делах" Сигизмунда Герберштейна
Москвоцентричная гипотеза Мартина Бельского
Литовская гипотеза доминирования Москвы
Киевское переосмысление

Tags: Польша, Россия, газета "Суть времени", история, мессианство, прометеизм, русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment