Тарабановский Артём (shturman1922) wrote,
Тарабановский Артём
shturman1922

Этногенетическая гипотеза Мартина Кромера


«Московский Кремль при Иване III», А.М. Васнецов

Мартин Кромер (1512–1589) в трактате «О происхождении и деяниях поляков» (1555 год) продолжает развивать сарматскую гипотезу происхождения русских. Однако, в отличие от Длугоша и Меховского, Кромер утверждает, что мосхи и русские — это один и тот же народ:

«[Мосхи] не только подчинили себе всех князей того же языка и той же народности; остальные также народы русских, много крупнейшие, древнейшие и важнейшие, чем Мосхи в то время, а именно владимирцы, новгородцы, ярославцы, тверичи, можайцы, суздальцы, псковичи, рязанцы, северцы и другие, будучи все завоеванными, вошли в московское имя, притом, однако, так, что даже и теперь еще одинаково охотно признают имя русских. Так, некогда Киевский, а теперь Московский митрополит еще именуется митрополитом России, как другими, так и Константинопольским патриархом, и сам этот титул, как более значительный и почетный, чем Московии, употребляет. И сами также Московские князья не столько Москов, сколько всей России господство в своих написаниях, хотя и ложно, себе присваивают. Оттуда ясно, что имя москов не древнее и что они составляют часть Русских и некий один народ, не так давно изменивший свое название от крепости-города, который на громадные пространства земель отстоит от древней страны этих москов или мосхинов».

При этом Кромер называет Киев «столицей Русской империи».


Маселло Бакьярелли. Портрет Мартина Кромера (1782)

Таким образом, у Кромера Сарматская гипотеза, выдвинутая Меховским, обретает законченные черты. Она становится не просто географическим указанием на территорию расселения русских, а именно этногенетической гипотезой. Однако Кромер, оставаясь в рамках Сарматской гипотезы, возводит происхождение сарматов (а значит, и русских) к ветхозаветному Асармоту/Сармате, потомку Сима, сына Ноя, — в отличие от Меховского, у которого славяне происходят от другого сына Ноя — Иафета. Хотя, отметим, возведение Меховским славян к Иафету никак с Сарматской гипотезой не связано (и, видимо, представляет заимствование из русских летописей).

Как мы видим, Кромер не использовал Мосохову гипотезу (о ней ниже) и не считал московитов каким-то особым древним племенем. А. Робинсон утверждает, что Кромер был знаком с данной гипотезой, однако относился к ней скептически.

Автор: Андрей Берсенев
Опубликовано: газета "Суть времени" №145 от 16 сентября 2015 г.

Предыдущие статьи цикла:
Польские этногенетические гипотезы происхождения славян
Мосохова гипотеза Яна Длугоша
Сарматская гипотеза Матвея Меховского

Tags: Кромер, Москва, Россия, газета "Суть времени", история, русские, славяне
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments