Тарабановский Артём (shturman1922) wrote,
Тарабановский Артём
shturman1922

Сказка сказок



Ну вот и наступил Новый Год!!!
И наступают долгие дни зимних каникул для взрослых. Появляться немного свободного времени и я предлагаю вам ответ на вопрос: - "Чего бы посмотреть?".
Рекомендуемую посмотреть один из шедевров советского кинематографа.
Для начала коротенькая справка:
"Сказка сказок" Юрия Норштейна - признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведённого Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984 г. И хотя я не очень люблю американский кинематограф и не очень дорожу мнением их киноакадемиков, но иногда они бывают объективны, и тут именно такой случай. Лента действительно уникальна.

И хотя фильм анимационный, я бы категорически не рекомендовал его к просмотру детям – не для них он снят (не даром его высоко оценили взрослые дяди? а не малые дети), также не подойдет этот фильм для просмотра с бутербродом в одной руке и кружкой чая или пива в другой. Не марайте его бытовухой – к нему не прилипнет, а от вас убудет, потеряете полчаса времени. Этот фильм надо не просто смотреть, его надо чувствовать.



Пересказывать фильм нет смысла – не получится, потому что каждый зритель увидит в нем свое, у каждого за спиной своя жизнь и свои воспоминания, фильм лишь будит их, будоражит скрытые, порой скрываемые странички памяти. Норштейну удалось создать гармонию из музыки и тишины, размытых образов и не всегда понятных символов, намеков и загадок. Картину можно смотреть много раз и каждый раз открывать для себя что-то новое, и сколько бы раз ни смотрел – всех загадок не разгадать, да и надо ли?
Память – это то, что мы хотим помнить, воспоминания – это то, что не дает нам уснуть. «Сказка сказок» - это фильм-воспоминание. Воспоминания редко бывают яркими и кричащими, они размыты и обрывочны, порой мы можем вспомнить только ощущения – вины, обиды, не объяснимой, но мучительной боли. Норштейну удалось это собрать и поделиться с нами. Дом детства, сытая безмятежность младенца у груди матери, всех объединяющий большой стол с чистой белой скатертью и вдруг… ветер, молотки, заколачивающие досками окна – переезд? Вряд ли – ВОЙНА! Незабываемое прощальное танго, эшелоны, летящие треугольники писем, скатерть волной неминуемой беды пролетает над столом, скачки пластинки обрывающие чью-то жизнь, одинокий листок опускающийся на черную гладь воды … жизнь продолжается, пусть не для всех, но продолжается.



Яблоко то под дождем, то на снегу, то в руках у одновременно кормящего на дереве ворон и жующего в одиночестве под деревом мальчика… два пути - по какому пойдет? Гротеском прописанные родители – один безысходностью, другая безразличием решают его судьбу, рождая нового Бонапарта… падение яблока и судьба ребенка тесно переплетаются в одну маленькую трагедию разбитой как бутылка чужой жизни.



Символов и подтекстов так много, что за всем не уследишь, дождь как слеза, огонь как созидатель, времена года как ощущение движения времени, салют, скорее пугающий, чем радующий… всё не случайно и к месту, одно слово – мастерски.
Ну и конечно главный персонаж – волчок, а может его глаза? Всю картину мы видим этими глазами. Персонаж удивительный, наделенный человеческими чертами, повадками, голосом… его отражение в колесе автомобиля, сопереживание одиночеству души в огромном мире, поиски и метания и финал – нашел? или потерял? А как он, сначала отломав отростки картошки, потом ее печет и так вкусно, подув, ест, я и сейчас сглотнул слюну…Именно в его руках-лапах рукопись, хоть и излучающая свет, но не живая –оживает, и именно ему, а не поэту теперь с этим жить… а казалось бы, детская колыбельная.
Не буду рассказывать вам всё, не хочу лишать возможности открыть что-то новое самому, а открытий здесь может быть немало, надо просто взять и посмотреть…. Нет не просто посмотреть – проникнуться, раскрыть душу и впустить в нее этот поток света. Ах да, я еще ничего не сказал о музыке, впрочем, что о ней говорить… ее надо слушать, каждый аккорд, каждый звук и даже тишина в этой картине на своем месте. Смотрите, слушайте, живите.



Вокруг настоящих фильмов, так же как и картин, всегда много легенд, «Сказка сказок» не исключение. Легенда про глаза волчка – Норштейн однажды увидел фотографии едва не утонувшего котенка, вытащенного из воды, один глаз у котенка был тусклым, как бы умершим, другой светился жизнью. Еще одна легенда – фильм не хотели выпускать в таком виде как мы его знаем, предлагали сделать три небольшие, простые и понятные мультфильма про колыбельную, про войну, про поэта, девочку со скакалкой и маму с бельем. Но Норштейн на это не пошел, и картина получилась такой, какой мы ее любим.

Также фильм «Сказка сказок» получил:
I премия на ХIII Всесоюзном кинофестивале в Душанбе, 1980 г.
«Гран-при» на МКФ в Лилле (Франция), 1980 г.
Премия Международной критики (ФИПРЕССИ), 1980 г.
Премия департамента Норд, 1980 г.
Приз Международной федерации киноклубов в Оберхаузене (ФРГ), 1980 г.
Диплом католического жюри, 1980 г.
«Гран-при» в Загребе на V МКФ, 1980 г.
I премия на МКФ в Оттаве (Канада), 1980 г.
I премия за лучший мультфильм на II Московском молодежном кинофестивале. Премия зрительского жюри, 1980 г.

Оригинал взят у raasta в Сказка сказок


Tags: искусство, кино, культура, мультипликация, сказка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments