Тарабановский Артём (shturman1922) wrote,
Тарабановский Артём
shturman1922

Манкурт

Оригинал взят у xkirill в Манкурт

      В произведении Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» автор рассказывает о древнем придании, о войне двух племён жуаньжуанов и найманов. Главная идея этого придания заключалась в том, какая чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири.


     Шири - это усыхающая, сжимающаяся на голове сыромятная верблюжья кожа. Ее в парном виде напяливали на обритые головы пленных, и она вмиг прилипала пластырями — наподобие современных плавательных шапочек. Кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта — раба, не помнящего своего прошлого.

     «Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно.


Кадр из фильма "Манкурт"

      Куда легче снять пленному голову или причинить любой другой вред для устрашения духа, нежели отбить человеку память, разрушить в нем разум, вырвать корни того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и недоступным для других. Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. Они нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося тем самым человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний.»


Чингиз Айтматов

    Произведение это очень интересное и глубокое и коснулись мы его в рамках ведущейся с нами информационно-психологической войны не случайно, а потому, что в нём необыкновенно точно раскрывается вопрос утраты воспоминаний, вопрос беспамятства.

   Но перед тем как перейти к вопросу утраты памяти - беспамятства, давайте попробуем немного разобраться, что такое память? И так, зачем же человеку нужна память? Память нужна человеку для сохранения личности. Без памяти невозможно существование ни человека, ни человеческих сообществ. Без памяти невозможно строить планов на будущее. По большому счёту без памяти человек не может существовать. Вот, например, что говорит по этому поводу сам Айтманов - «Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем.»

   Серьёзное утверждение, не так ли? А ведь вопросу памяти придавали огромное значение не только наши литературные современники, но и наши с вами классики. Давайте же попробуем разобраться с этим серьёзным вопросом в цикле статей посвященных памяти и её утрате. В ходе этих публикаций мы с вами попробуем разобраться, может ли быть так, что «манкуртом» может быть не только один человек, а на роды и общества?


Продолжение следует...


Tags: история, общество, память, раб, человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments