Тарабановский Артём (shturman1922) wrote,
Тарабановский Артём
shturman1922

Культурная антропология-5

Этногенез

Этногенез - (греч. ethnos – племя, народ) – происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
Современная наука предполагает несколько основных механизмов образования новых этносов:
— интеграция, когда этнос формируется путем объединения различных племенных общностей (как, напр., французы или поляки), смешения пришлых завоевателей или колонистов с аборигенным населением (напр., турки или перуанцы) или за счет интеграции разноэтничных групп иммигрантов (например, южноафр. буры, канадцы, американцы США);
— дифференциация, когда от крупного этноса по каким-то причинам откладывается его окраинная или территориально изолированная часть (напр., австралийцы от англичан) или крупный этнос распадается на несколько более мелких (напр., др.-рус. этнос на великороссов, украинцев и белорусов);
— трансформация, когда прежний этнос в новых истор. условиях, как правило, ассимилируя в себе новые иноэтничные включения, преобразуется в новую этнокультурную общность (напр., др. греки — в византийцев, а часть последних — в совр. греков).
В отличие от раннепервобытных родовых общин, где социальная организация и регуляция строились на кровно-родственных отношениях, этнос — это прежде всего сообщество культурно-языковое. При зарождении этноса решающим фактором являются общность территории и языка социальной коммуникации, а также нередко — политическое единство и общность приемов хозяйственной практики населения.
Исторически наиболее ранние этносы принято относить к эпохе верхнего палеолита — складыванию первых племенных объединений. Наиболее активно процессы формирования этносов протекают на так называемой "варварской" стадии развития народов — переходе от позднепервобытного к раннеклассовому этапу социальной эволюции. Вместе с тем генезис новых социокультурных общностей продолжается и на более поздних этапах развития (напр., современные народы Американского континента, австралийцы и др.).
В научной литературе последнего времени получает все больше признание гипотеза, что этничность не является универсальной формой культурной интеграции, а лишь исторически этапной, приходящейся на фазу разложения первобытного родоплеменного типа социальной организации и перехода к ее раннеклассовому типу. На стадии же формирования и эволюции цивилизованного (раннеклассового, доиндустриального) типа социальной организации, со становлением городов, государств, письменной культуры, развитием социальной стратифицированности общества, и т.п. доминирующими становятся исторические условия существования, проблема адаптации сообщества к своему социальному окружению, соперничества за территории и ресурсы, обмена продукцией и информацией и пр. Это порождает необходимость в реализации новых принципов социокультурной интеграции и консолидации людей, основывающихся преимущественно на функционировании институциональных средств обеспечения такой интеграции — политических, правовых, религиозных, образовательных и т.п. Этот тип социокультурной организации и регуляции определяется уже не как этнический, а как национальный и цивилизационный, и народы, сложившиеся на доиндустриальной (а тем более — на индустриальной) стадии эволюции, консолидированы культурой не столько этнической, сколько национальной (т.е. оформленной в системе социокультурных институтов).

Tags: антропология, культура, этногенез
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment