Тарабановский Артём (shturman1922) wrote,
Тарабановский Артём
shturman1922

Воспитание или бардак?



Как вы думаете, какой метод воспитания и образования лучше?
1. Метод с четко выраженной системой обучения, дисциплиной, обозначенными целями, или….
2. Свободный неформальный метод с предоставлением детям максимальной свободы, при котором дети развиваются в своем собственном темпе и в соответствии со своими желаниями?

Этим вопросом я задался после того, как прочел небольшой текст из учебного пособия по английскому языку. Текст этот называется «Метод Монтессори» и красочно описывает второй подход к обучению детей.
Честно говоря, о методе Монтессори я довольно много слышал и раньше. Но этот коротенький английский текст вновь заставил меня задуматься об этой проблеме.
В чем же заключается «метод Монтессори»?

Начнем с короткой биографической справки.
Мария Монтессори родилась в 1870 году. Окончила медицинский колледж в 1896 году, став в своей стране первым доктором-женщиной. Работала с умственно отсталыми детьми и с детьми, оставшимися без родителей. В 1907 году основала в Риме первую «школа Монтессори».

И тут мы переходим собственно к её методу. Он был основан на неформальной системе обучения. Дети, в соответствии с представлениями Монтессори об обучении, должны развиваться в своем собственном темпе (а не в том, какой определит учитель или весь класс), просто играя с различными «подручными материалами». Ребенок сам волен определить, чем ему хочется заниматься в тот или иной момент, и педагог не должен как-либо критиковать детей за их действия.

Лично у меня подобный подход вызывает большие сомнения. Ведь ребенок – это ещё не сформировавшаяся личность. Он не может сам определить, чему и как ему учиться. По идее, задача преподавателя как раз и состоит в том, чтобы направить ребенка, дать ему знания о мире и научить получать эти знания. При этом, как правило, преподаватель работает не с одним ребенком, а с группой и, соответственно, даже применяя индивидуальный подход к ученикам, не может не ориентироваться на всю группу в целом.

Но Монтессори считала иначе. Она полагала, что путем невмешательства в действия ребенка (а ведь по сути в методе Монтессори речь идет даже не об индивидуальном подходе, а именно о невмешательстве), дети смогут быть свободными, независимыми (интересно: от чего? от обучения и воспитания?), «освободить свой разум», - и вследствие этого научатся самообразованию и самоконтролю. При этом Монтессори, хоть и не сводила действия преподавателя к нулю, оставляя за ним функцию внимательного присмотра за детьми, но однако подчеркивала, что преподаватель не должен быть лидером в детской группе.

Тут же возникают вопросы. Как дети научатся самообразованию и самоконтролю, если их, в сущности, никто этому не учит? Да и как вообще можно чему-либо научиться, «освободив свой разум»? Я всегда считал, что обучение – это как раз «загрузка» разума, а не его «освобождение».

Далее в тексте говорится об обстановке в классе. Мебель там легкая – чтоб дети могли сами переставлять её как хотят, шкафы расположены низко, чтоб дети могли легко до них дотянуться и взять оттуда всё, что им захочется.

Хм… возможность дотянуться до шкафчиков или переставить легкую мебель - может, конечно, это и неплохо. Но при чем тут обучение? Мария Монтессори объясняла, что действуя в подобной обстановке, дети учатся коммуникации, получают навыки социальной жизни.

Однако, тут у меня снова возникают большие сомнения. Социальная жизнь, в том числе и детская – явление комплексное, сложное. Как дети смогут полноценно научиться ей, просто переставляя мебель)) И, хоть в классе, как следует из текста, находится много объектов, с которым ребенок может взаимодействовать, например, книги и игрушки, вряд ли без внятной организации со стороны педагога, можно выстроить полноценное развитие группы, включающей развитие каждого конкретного ребенка.

Интересно, что сначала метод Монтессори не получил широкого распространения. Только под конец жизни ей удалось организовать несколько центров по подготовке соответствующих методу преподавателей. Сначала метод Монтессори оценили в США, потом он стал распространяться и по Европе. По-настоящему он получил распространение уже после смерти Марии Монтессори (она умерла в 1952 г.)

А что же у нас в России? В нашей стране «метод Монтессори» в последние 10-15 лет тоже внедряется достаточно активно. И, кстати, расхваливающий этот метод текст помещен в учебное пособие по английскому в российском ВУЗе – а это ведь тоже показатель того, что «метод Монтессори» продвигают. Вопрос кто и зачем? Я не знаю ответа на эти вопросы. Если кто-то мне объяснит – скажу спасибо.

Ну а пока можно сделать промежуточные выводы.
«Метод Монтессори», на мой взгляд, вполне вписывается в модную в последнее время концепцию «ненасилия над личностью» в воспитании и образовании. Учителя и родители! Не смейте давить на вашего ребенка. Не хочет учиться – не надо. Пусть развивается в своем собственном темпе. Пусть, в конце концов, просто переставляет мебель, или пусть вообще ничего не делает – главное, чтоб его права на «саморазвитие» ни в чем не были ущемлены! Вам нравится такой подход? Или всё же лучше учить и воспитывать детей как-нибудь «по-старинке»?

Tags: Монтессори, воспитание, дети, метод, образование, обучение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments