Тарабановский Артём (shturman1922) wrote,
Тарабановский Артём
shturman1922

Последняя битва. Индуизм и теология истории



Продолжая начатый ранее разговор об эсхатологических сюжетах, считаю правильным задать концептуальную рамку, в которой я буду вести дальнейшие рассуждения. Изначально меня интересовало, как раскрывается в разных системах религиозных представлений тема Последней битвы. Раскрывается она по-разному в зависимости от взгляда на теологию истории. Особое понимание теологии истории выработано в индуизме.

Индуизм является одной из древнейших религий, поэтому с учетом специфики понимания истории будет вполне логично начать изучение образа Последней битвы с рассмотрения некоторых особенностей данной религиозной традиции.

Вообще во всех крупных религиях, как исповедуемых по сей день, так и тех, о которых мы знаем по письменным или археологическим источникам, есть представление о двух антагонистичных по своей сущности силах. Их условно можно назвать силами зла и силами добра.

В индуизме имеется представление о противоборстве добра и зла в мире, однако говорить об образе Последней битвы в данной религии, по всей видимости, нельзя. Это связано с представлением о кальпе – одном дне жизни бога-творца Брахмы, состоящем из 1000 махаюг, периодов по 4 юги. По ходу одной махаюги мир проходит движение от золотого века к железному. По окончании кальпы Брахма засыпает на время, равное его дню, а мир уничтожается, чтобы затем, после его пробуждения, быть сотворенным им вновь.

Даже исходя из такого небольшого описания того, как в индуизме понимается время, можно сказать, что данной религии свойственно представление о цикличности всех процессов в мире. Действительно, даже жизнь и смерть бога Брахмы подчинены циклическому закону. После 100 «лет Брахмы» он умирает, а еще через 100 «лет» появляется новый Брахма.
Так как данный цикл в индуизме продолжается бесконечно, невозможно говорить о Последней битве сил добра и зла, так как любая битва по умолчанию не будет последней, победа одной стороны закономерно сменится победой другой стороны, которая также не будет окончательной.

Патрик де Любье в своей книге «Эсхатология» делит концепции понимания истории на циклические (к которым он относит и понимание истории в индуизме) и линейные: «…все основные вопросы эсхатологии затрагиваются в религиях, тяготеющих к двум указанным полюсам традиционного религиозного творчества и откровения, из которых первое представлено Индией (циклическая концепция времени), а второе Ближним Востоком (линейная концепция вместе с ее агностическими и даже атеистическими вариантами)».
Поэтому продолжить обсуждение темы Последней битвы можно рассмотрением представлений о ней в религиях, не понимающих историю как процесс абсолютно цикличный.
Продолжение следует...


Оригинал взят у alexander_ag в Последняя битва. Индуизм и теология истории


Tags: индуизм, религия, эсхатология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments