Тарабановский Артём (shturman1922) wrote,
Тарабановский Артём
shturman1922

Воспитание духовности



Мы переживаем не простой период для нашего общества. На колоссальные внутренние проблемы накладывается масштабный внешний вызов, который объявляет нам совокупный Запад. В данной публикации я попытаюсь раскрыть серьезнейшую внутреннюю проблему – упадок духовности.

Человек – единственный среди живых существ, который осознает свою смертность. Цель существования является глубинной мотивацией человеческого бытия и связана с пониманием сущности человеческой природы. Кризис этого понимания определяет мировоззренческий и духовный кризис, особенно остро переживаемый в среде молодежи. Ситуация усугубляется тем, что в результате разрыва с идеалами советского прошлого нарушилась преемственностью поколений. Старшее поколение, которое могло бы дать ответы на фундаментальные вопросы, дезориентировано отрицанием норм советского общества. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Еще раз подчеркну, что проблема имеет особое значение для молодых людей, в среде которых царствует приоритет материальных ценностей над духовными. Конечно, духовное оскудение затрагивает не только молодость, но и всю страну. Тенденция в молодежной среде всего лишь индикатор усугубляющейся ситуации. Нужно признать, что, к сожалению, в государственной образовательной политике не уделяется должное внимание этой проблеме. И для выхода из этой ямы отчуждения духовных ценностей нужно приложить большие усилия не только в сфере системы образования, но во всех сферах жизни человека, например в СМИ. Средства массовой информации систематически взращивают потребителя безответственного и инфантильного, сущность которого молодой человек повторяет каждый раз, когда произносит очередной тост: «За то, чтобы у нас все было и нам за это ничего не было!» Нужно отказаться от потребительского прозябания, как национальной идеи и перестать демонстрировать народу дибилизирующие образцы и модели поведения в СМИ.
Отчуждение от истинных духовных ценностей, суть которых я постараюсь раскрыть ниже, приводит не только к приобщению к регрессивным нормам. Если молодой человек отказывается принимать дебилизацию, как норму, то ему подсовывают псевдо смыслы, и суррогаты, призванные якобы развить духовность человека. Я имею в виду различные деструктивные субкультуры и секты, которые всасывают в себя, в основном в коммерческих интересах, души молодых людей. Складывается ситуация гетто – либо дебилизация как норма, либо псевдо смысл, как средство спасения. Именно поэтому очень важна государственная инициатива в идеологической сфере. Не абсолютная монополия с запретами (запрет ничего не решает), а именно качественная альтернатива.
Ответ на этот вопрос не может дать один человек. Ответить на него может только народ и страна в целом.
Возвращаясь к сущности духовных ценностей и духовности, нужно сказать, что традиционно наша отечественная педагогика и наша культура понимает под этим некие объединяющие общества начала, которые заключены в религиозной и народной традиции, в образах культуры и искусства в литературных произведениях наших классиков, величайших музыкальных композициях и изобразительном искусстве. Следовательно, духовно-нравственное воспитание должно основываться именно на освоении всего этого богатства наших предшествующих поколений. Система ценностей вбирает в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых живут народы России.
Если говорить еще более обобщенно, то духовность – это проявление духа в человеке и природе. Дух – это высшая способность человека к своему смыслопологанию и целепологанию.
Огромный вклад в развитие духовности воспитанников сделал выдающийся педагог-гуманист В.А. Сухомлинский. Он считал, что

«понимание человеческого, как творческого труда  должно пронизывать все обучение… Эта сфера человеческого – первоисточник культуры моральной, основа духовной культуры»
(все цитаты В.А Сухомлинского взяты из книги «Воспитание гражданина»).

Сухомлинский отмечает, что вместе с ростом знаний человека о природе и окружающей среде необходим рост знания собственно человеческого в историческом, общественно-политическом, духовно-психологическом и эстетическом аспектах. В противном случае происходит регресс личности:

«Без знания, без мысли о том, что возвышает человека над миром живого, не развивается эмоциональная сфера; это ведет к примитивности чувств».

Вот что говорит Сухомлинский о воспитании духовности и нравственности:

«…надо, чтобы вместе со мною мои воспитанники прошли всю историю и прежде всего через историю человеческого духа. Чтобы вместе со мной они пришли на берега Нила к строителям древних пирамид, к людям, которые поклонялись солнцу, создали поэтическую легенду о солнцеликом Ра. Чтобы мы вошли в театры Древнего Рима, вместе с первыми христианами вслушались в гневные слова против насилия и угнетения. Чтобы мы вышли на площадки древних ассирийских и вавилонских обсерваторий, вместе с первыми учеными-жрецами взглянули на звезды и задумались над сущностью мира. Чтобы мы ощутили на себе одежду смертника великого мученика науки Джордано Бруно, сожженного во имя бога...».

Таким образом, в любом профессиональном образовании наряду с освоением профессии необходим рост знания о человеке. Понимание студентам того положения, что высшей ценностью является человек – это основа духовной и нравственной культуры.
Как отмечалось выше, духовная проблематика адресует нас к вопросу о смысле и цели человеческой жизни. В.А. Сухомлинский дает такой ответ на этот сложнейший вопрос человеческого существования:

«Я стремился, чтобы мои воспитанники осмыслили и пережили истину: да, человеческий дух бессмертен! Человек бессмертен. Он не безвестная пылинка в вихре времени, а творец».

Человек бессмертен в том случае, если он творец. Воспитывая квалифицированного потребителя мы просто уничтожаем человеческое в человеке. Так как же научить человека творить? Как говорил Всеволод Мейерхольд: «Нельзя научить, можно только научиться». Творчество – созидающая и преобразующая окружающий мир деятельность во благо всего человечества. Чтобы преобразующее творческое начало в человеке действительно было направленно во благо нужно понимать, что такое благо. В настоящее же время, в лучшем случае, творчество в значительной степени индивидуализировано и атомизированно, иными словами в нем нет общественного чувства. А в худшем случае? Доктор Менгеле, например, по-своему понимал благо. Он заявлял, что чудовищные фашистские медицинские эксперименты над обречёнными заключенными являются благом, так как дают новые знания о человеке для пользы всего человечества. Но это фашизм - абсолютное зло. А мы? Что для нас есть благо? Ведь это один из самых сложных вопросов XXI века.
Во многих источника о воспитании духовность отождествляется с чувством истины добра и красоты. При этом формирование и развитие этих чувств происходит обособленно. Я убежден, что будущее за такой системой воспитания, в которой эти три сферы человеческого опыта сольются в синтезе. В античности истина, красота и норма соединялись в мифе, в христианстве – в боге. А в XXI веке? Ясно, что без ответа на этот вопрос человечество скатывается в пропасть дегуманизации и реставрации фашизма или нового мифа

Оригинал взят у vlavajir в Воспитание духовности

Tags: воспитание, гуманизм, человек
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments