Тарабановский Артём (shturman1922) wrote,
Тарабановский Артём
shturman1922

Герард Вагнер и антропософия по-ростовски

Несколько дней назад отдел кадров на моей работе решил приобщить "офисный планктон" к высокому искусству и организовать коллективный поход в Ростовский областной музей изобразительных искусств. Предлагалось посетить выставку швейцарского художника Герарда Вагнера под названием "Космическая сила цвета: исцеляющее воздействие нового направления в живописи" за "смешную" сумму в 400 руб. с человека. Так как мною уже давно была поставлена перед собой задача по преодолению отчуждённости от культуры, то решил, что такой шанс упускать нельзя, хотя тема выставки и не внушала особого оптимизма. К моему удивлению, сегодня после работы возле дома №60 по улице Чехова собралось около 40 моих коллег, которые также решили прикоснуться к прекрасному и начали с того, что сделали коллективное фото перед входом, после чего в шутку было предложено расходиться.


Ростовский областной музей изобразительных искусств (здание на пр. Чехова, 60)

Внутри музея нас встретила организатор выставки - Павлова Татьяна Ивановна, которая не только привезла картины из Швейцарии, но и провела очень интересную экскурсию, рассказав о творчестве Герарда Вагнера, о его новаторских методах в живописи и лечебном действии его картин, которое она назвала арт-терапия. Кроме этого, нашему вниманию был представлен ряд работ самой Татьяны Ивановны и рассказано о трудностях в создании растительных красок для их написания. В завершении экскурсии, возле картин, нарисованных детьми в этом стиле, была проведена краткая лекция о психологии детей и необходимости развития детского воображения и творческого начала путём приобщения к живописи цветом.


Герард Вагнер. Пасхльная ночь 2. 1945 г.

Из всего этого я понял, что Герард Вагнер опирался на теорию цвета Гёте и являлся духовным последователем некоего Рудольфа Штейнера. В основе его стиля лежало создание форм с помощью цвета, а не заполнение цветом нарисованных или задуманных ранее форм. Наиболее понятно это было объяснено на примере четырёх похожих картин с проросшей луковицей, форма которой менялась от изменения её цвета. Кроме этого, в картинах было огромное количество религиозных сюжетов и образов, апеллирующих к духовности и миру Идей.


Герард Вагнер. Воскрешение Лазаря. 1940 г.

Хотя некоторые мои коллеги и назвали эти картины мазнёй, но та энергия, с которой Татьяна Павловна рассказывала о них и о художнике, серьёзно пробирала и заставляла более внимательно относится к её словам и стараться почувствовать, что автор хотел передать этими цветоформами.


Герард Вагнер. Мистерия. 1956 г.

В общем, после посещения выставки осталось хорошее впечатление, т.к. приятно было слушать человека, сильно заинтересованного в том, что рассказывает. Я даже взял визитку у Татьяны Ивановны, чтобы почитать на сайте, который был на ней указан, более подробно об этом направлении в искусстве.

Дома, открыв указанный на визитке Павловой сайт www.anthropos-psycho.org, сразу же обратил внимание, что Герард Вагнер на нём не упоминается ни разу. Зато на сайте расположено много материалов по антропософии, а также рассказывается про Вальдорфские школы и детские сады. Вот что написано на главной странице этого сайта: nv42obl.jpg
"Антропософия - это духовная наука и путь познания. Она принесла миру много нового, того, что можно применить к повседневной жизни. Она лежит в основе Вальдорфской педагогики и многих методов антропософски ориентированной терапии."

На Википедии оказалось немного другое определение антропософии, а именно:
Антропософия — религиозно-мистическое, оккультное учение, выделившееся из теософии, основанное в 1912 Рудольфом Штейнером с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Автором и последователями учения характеризуется как «наука о духе». В отличие от теософии антропософия опирается на христианскую мистику неортодоксального для Запада характера и европейскую идеалистическую традицию (в частности, на учение Гёте; сам Штейнер обозначал антропософию как «гетеанство 20 века»). В основании антропософии располагались также идеи и предположения пифагорейской и неоплатонической мистики, каббалистики, веданты и немецкой натурфилософии.

Как мы видим, определения "немного" отличаются друг от друга.

Продолжение здесь.

Tags: Вагнер, Ростов-на-Дону, антропософия, живопись, искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments